Институт внутренних аудиторов

RSS
МР по организации системы внутреннего контроля, в Компаниях с участием РФ-Brainstorming
 
Как раз обсуждали, что нет смысла в документе переписывать COSO. А вот акценты бы не помешали. Например, слабое место многих госкомпаний - эффективность деятельности и конфликт интересов, т.е. риск того, что руководство компании может принимать не оптимальные решения в интересах акционеров, а решения, максимизирующие их собственные доходы.  <br><br>Один из моих знакомых, сейчас участвующий в советах директоров госкомпаний, поделился со мной следующим: "То что вижу в госкомпаниях ( и не только)  топ менеджент – директорат и есть главное зло = источники злоупотреблений." <br><br>Поэтому помимо вопросов достоверности отчетности, дополнительный и особый акцент представляется необходимым сделать на эффективности операционной деятельности и предотвращения конфликта интересов.  <br><br>Многие практики и члены СД мне говорили, что ключевой аспект сейчас еще и сохранность активов.  Так, приводят примеры, когда руководители госкомпаний, узнав о том, что в плане Росимущества приватизация - продажа долей в данных компаниях, начинают "думать о завтрашнем дне", сливают активы, сдают на невыгодных условиях в долгосрочную аренду, и т.д.<br><br><br>
 
теперь все понятно, в том числе почему и нет предложений по методическим рекомендациям.  
 
Закон о бухгалтерском учете внезапно обязывает компании развивать функции внутреннего контроля. Минфин опубликовал рекомендации на эту тему - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ - очень похоже на COSO
 
</div>
Цитата (ATarasenko @ 13.05.2014 - 17:11)
Закон о бухгалтерском учете внезапно обязывает компании развивать функции внутреннего контроля. Минфин опубликовал рекомендации на эту тему - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ - очень похоже на COSO  
<div class='postcolor'> <br> Александр, спасибо! Документ учтен в пункте 2 списка литературы.
 
</div>
Цитата (Hydro @ 13.05.2014 - 13:57)
теперь все понятно, в том числе почему и нет предложений по методическим рекомендациям.  
<div class='postcolor'> <br> это было понятно даже не в начале 90-х, а намного раньше )))
Любое дело становится искусством, если используются приемы и методы, непостижимые для большинства.
 
Еще один, полученный мною комментарий:<br><br>"<br>Приоритеты контрольной среды<br>Сохранность активов. Говоря о такой задаче управления или СВК, как сохранность активов, мне кажется стоит обратить особое внимание на восприятие руководством и рядовыми сотрудниками принадлежности этих активов, чьи же активы им предстоит сохранять. Как правило большинство сотрудников госкомпаний воспринимает собственность и средства этих госкомпаний, как “ничью”: активы принадлежат государству, т.е. непонятно кому, а доходы идут непонятно куда и на что..  Руководство же госкомпаний напротив, начинает воспринимать эти активы как свою собственность из которой нужно извлечь личную выгоду. Задача состоит в том, чтобы дать людям понимание или изменить их подход в этом вопросе. Государственная компания зарабатывает деньги для граждан, т.е. для самих же сотрудников этой организации. Это особенно важно объяснить рядовым сотрудникам, что в результате хорошей и эффективной работы они не только получат свою зарплату, но и деньги, заработанные компанией вернутся им в виде медицины, дорог или пенсий. (понятно, что это очень идеалистический подход, но ведь отношение людей и есть фактор контрольной среды)<br><br>Роль и ограничение в действиях исполнительного руководства. По моему опыту, несмотря на то, что в государственной компании руководитель должен восприниматься, как наемный менеджер, который действует в интересах акционеров, т.е. всех граждан, во многих госкомпаниях, назначенные руководители имеют чрезвычайно сильные авторитарные полномочия, причем как формальные, так и неформальные. Задача состоит в том, чтобы четко определить роль исполнительного руководства и обратить внимание на недопустимость влияния руководителя на мнения или решения других сотрудников или обход по решению руководителя или самим руководителем установленных процедур.<br>Коммуникации. Еще одним важным моментом является поддержка внутренних коммуникаций снизу-вверх. Причем поддержка, как открытых, так и анонимных коммуникаций. Задача донести до сотрудников необходимость и важность сообщения о проблемах наверх, причем должна быть возможность и поощряться практика обращения на более высокий организационный уровень, чем непосредственное руководство. Для поддержки таких коммуникаций можно определять контактные лица на каждом уровне руководства и объяснять сотрудником, что им нечего опасаться и руководство хочет знать о проблемах, которые не удается решить на местах. Что касается анонимных коммуникаций, то наличие линий приема конфиденциальных сообщений в любой форме является критически важным для любой компании, а информация о существовании таких линий и гарантии анонимности и защиты должны быть сообщены всем сотрудникам. Думаю, что наше государство очень заинтересовано, чтобы анонимная информация о коррупционных и прочих нарушениях в госкорпорациях приходила на горячую линию в самой госкорпорации, а не в Фонд Борьбы с Коррупцией ))<br><br>Организационная структура. Важнейшим также является наличие в госкорпорации независимой стороны с надзорными функциями (привет комитету по аудиту и внутреннему аудиту). И получателем анонимной информации из предыдущего пункта должна быть именно эта независимая сторона. <br><br>Опасности<br>Руководители госкомпаний, читатели этого документа, решат, что это очередная надстройка к уже работающим процессам, создание которой нужно поручить существующему или создаваемому подразделению внутреннего контроля и про все это забыть. Нужно объяснить им, что система внутреннего контроля всегда существует в любой организации (контроль осуществляет любой руководитель), а задачей этих рекомендаций является совершеннствование системы с использованием “систематезированного и последовательного” подхода. Для этих целей у руководства есть помошники в лице исполнителя и методолога (подразделения внутреннего контроля) и независимого консультанта (внутреннего аудитора) с которыми руководству предстоит взаимодействовать. И правильным результатом взаимодействия будет сокращение контрольных действий, которые выполняет руководитель, и/или снижение рисков в областях, за которые он отвечает.<br><br>Еще одна опасность, которая приходит мне в голову, это возложение функций по созданию, описанию и формализации СВК на внутренний аудит. В рекомендациях достаточно хорошо прописана ответственность. Но мне в практике очень много встречалось ситуаций, когда внутренний аудит фактически являлся автором контрольных и стандартных операционных процедур или даже ставил на них свою подпись (утверждал). Возможно, следует обратить на это внимание и в явной форме исключить ответственность внутреннего аудита за составление каких-либо документов, регламентирующих работу СВК."
 
Спасибо Тимуру Баязитову за ссылку на очень полезный документ:<br><br>Evaluating Internal Control Systems<br>A Comprehensive Assessment Model (CAM) for Enterprise Risk Management<br>Carolyn Dittmeier, CIA, CRMA<br>Paolo Casati, CIA, CRMA<br><br>http://bit.ly/1nSG9OS<br><br>Посмотрим, как можно будет использовать.  Пользовался ли им кто-либо из Вас?
 
Добрый день!<br>У Вас в мероприятиях заявлена разработка методических рекомендаций по организации системы управления рисками и внутреннего контроля в акционерных обществах, расскажите, пожалуйста, в какой стадии находится документ; ожидается ли в ближайшее время его утверждение и размещение в открытый доступ?<br>
 
Документ находится в работе. Но это будут не МР как по СВА, а скорее рамочный документ с перечнем принципов, по которым нужно строить СУРиВК. Ничего революционного в документе ожидать не нужно, это просто от имени госоргана будет официально заявлены общеизвестные профессиональные требования, которых нет в законодательстве явным образом  
In God we trust. Others we audit